ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
В этом материале рассматривается пример переделки трансформаторного блока питания (в конкретном случае – K105 производства Alan International, рис.1) в зарядное устройство для автомобильных стартерных батарей.
Рис. 1
На рисунке 2 приведена принципиальная схема блока питания К105. Этот блок является представителем целого семейства блоков питания. В него входят блоки К45 (3-5А), К75 (6-8А), К105 (10-12А), К205 (20-22А) и К305 (30-32А). Все эти блоки питания имеют одинаковую принципиальную схему и отличаются только количеством выходных транзисторов 2N3055, которые включаются параллельно.
Рис.2
Для обеспечения регулировки выходного напряжения необходимо выполнить следующие операции:
1. Вместо подстроечного резистора PR1 установить переменный резистор такого же номинала и вывести его на переднюю панель устройства.
2. Для обеспечения более широкого диапазона регулировки заменить резистор R12 2кОм на резистор номиналом 1 кОм.
3. Для ограничения зарядного тока включить в выходную цепь токоограничительный резистор (шунт). Для упрощения подключения к шунту электронного амперметра, шунт включен в минусовой провод.
В результате этой доработки, блок питания обеспечит регулировку выходного напряжения в пределах 12 – 18В при токе до 10А, что для автомобильного зарядного устройства вполне достаточно.
Для измерения выходного напряжения и тока зарядки аккумулятора используется встраиваемый цифровой ампервольтметр. Поскольку он разрабатывался на основе автомобильного термовольтметра (http://lock.3dn.ru/index/termovoltmetr/0-40), то было решено только добавить функцию амперметра, изменив соответствующие элементы схемы и сохранив сквозную нумерацию компонентов (рис.3) . Так же сохранена и функция термометра, хотя она здесь абсолютно не нужна, но её можно задействовать – например, для контроля нагрева теплоотводов выходных транзисторов.
Рис.3
Вид внутри корпуса зарядного устройства показан на рисунке 4. Здесь цифрами выделены новые вводимые элементы:
1 - токовый шунт
2 - резистор R9
3 - переменный резистор PR1
4 - печатная плата ампервольтметра
5- шлейф датчика температуры
Рис. 4
На передней панели (рис. 5) устанавливается кнопка переключения режимов вольтметр/амперметр/термометр (1), выводится индикатор ампервольтметра (2) и ручка резистора PR1 (3):
Рис. 5
Все интересующие вопросы по зарядному устройству можно обсудить на ФОРУМЕ.
Прошивка 16F876A ампервольтметра
Другие материалы по теме "Автоэлектроника":КОРРЕКТИРОВКА ПОКАЗАНИЙ ОДОМЕТРА
БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР НА МК 16F876A
БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР НА МК 16F676
ИНДИКАТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР - ВОЛЬТМЕТР